Строительство автомобильных дорог

ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занимающаяся проектированием, строительством, ремонтом и техническим обслуживанием автомобильных шоссейных дорог, подъездных дорог и городских улиц. В это понятие, как правило, входят управление, организация работ и надзор за состоянием дорог, оборудованием и техническими средствами, необходимыми для дорожно-строительных работ. Под автомобильной дорогой понимается высококачественная дорога большой протяженности и высокой пропускной способности. Улицы и подъездные дороги – это дороги местного значения, обеспечивающие подъезд к автомобильным дорогам.

      АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА

      Автомобильная дорога - это комплекс инженерных сооруже­ний (земляное полотно, проезжая часть, мосты, различные служеб­ные здания, предприятия придорожного сервиса и т.п.). предназна­ченных для обеспечения безопасного движения нерельсовых транспортных средств и пешеходов при любых погодных условиях. Дорога и дорожные сооружения размешаются в пределах полосы отвода.

Движение автомобилей происходит по полосе дороги, назы­ваемой проезжей частью. К проезжей части с двух сторон примы­кают обочины.

Проезжая часть располагается на земляном полотне, которое сооружают для создания устойчивости проезжей части и сглажива­ния неровностей рельефа. Воду, притекающую к дороге или сте­кающую с ее поверхности, отводят системой водоотводных канав и лотков в пониженные места. Там где земляное полотно пересекает лощины, овраги, ручьи и реки, воду, притекающую с нагорной сто­роны, пропускают, устраивая специальные водопропускные соору­жения в виде труб и мостов.

 

      КЛАССИФИКАЦИЯ

Автодороги принято классифицировать по различным видам. По административному подчинению, экономическому и культурному значению российские автомобильные дороги подразделяются на следующие:

 - Общегосударственные магистральные дороги федерального значения. Они предназначаются для дальних поездок и соединяют между собой столицы республик, входящих в состав РФ, большие промышленные и культурные центры и дорожную сеть России с магистралями соседних стран.

- Дороги областного и краевого значения, которые играют роль соединяющего звена между центром и другими областями с общей дорожной сетью и важными пунктами прибытия и пристанями.

- Дороги районного значения, которые соединяют райцентры или отдельные сёла между собой и с железнодорожными станциями, общесетевыми дорогами и пристанями.

      - Курортные дороги, которые служат для передвижения, в основном, пассажирского транспорта между курортными районами.

      -Подъездные пути, связывающие мегаполисы и промышленные центры с находящимися поблизости районами.

      - Дороги городов и населённых пунктов.

      - Дороги, проходящие по промышленным предприятиям, совхозам, колхозам и лесхозам, через которые производятся внутрихозяйственные транспортировки.


       СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

      Первый этап любого строительства (или реконструкции) - проектирование. Затем проводятся геологические изыскания, которые определяют рельеф территории, состав и свойства грунта, состояние почв, атмосферного воздуха, поверхностных вод и т.д. На основании этих данных разрабатывается план строительства дороги.

      Дальнейшие строительные работы условно можно разделить на следующие этапы:

 подготовительные работы (вырубка деревьев, разборка ограждений и т.п.);

      - земляные работы (вывоз или завоз грунта, укрепление земляного полотна, сооружение земляных насыпей и т.д.);

      - прокладка новых или перекладка существующих инженерных коммуникаций, попадающих в зону строительства;

      - устройство оснований «дорожного пирога» (устройство подстилающего слоя из песка, «заливка» основания из щебня или бетона);

      - укладка асфальтового покрытия;

      - благоустройство прилегающих к дорогам территорий (нанесение разметки, установка ограждений, дорожных знаков, бордюров, устройство ливневой канализации, освещение дорог и т.п.);

      - природоохранные мероприятия (замена окон в расположенных вблизи дороги жилых домах, установка шумозащитных экранов вдоль дороги).

Одним из важнейших элементов дорожного строительства является асфальтирование, когда на подготовленное основание земляного полотна (каменный или железобетонный «скелет») распределяется асфальтовая смесь, затем она «утаптывается» - и дорога готова. От того, насколько качественной будет эта смесь и насколько профессионально будут проведены работы, во многом зависит срок службы дороги. Ведь верхний слой дорожного покрытия не случайно называют «слоем износа» - ежедневно на него давит огромная масса проезжающих автомобилей.

Укладка асфальта может производиться из различных материалов: асфальтобетона, литого асфальта, щебня, щебня с битумной пропиткой, гравия или пропитанного грунта и др. Зачастую при строительстве дорог используется битум или так называемые вторичные стройматериалы: асфальтовая крошка, битый кирпич и асфальтовый скол.

      Самым распространенным строительным материалом является асфальтобетон.

       АСФАЛЬТОБЕТОН

      Асфальтобетон получают в результате смешивания битумов, вспомогательных веществ (другими словами, обычного асфальта) с дополнительными инертными веществами, которые укрепляют полученную смесь и придают ей новых показателей по нагрузке, твердости, прочности и т.д. Среди таких материалов самые распространенные и актуальные на сегодняшнее время – щебень, гравий, обработанный песок. Асфальтобетон также тщательно уплотняют, что значительно расширяет сферу ее применения. Если выразиться другими словами, то асфальтобетон – это укрепленный асфальт искусственного происхождения предварительно уплотненный перед использованием. Также следует помнить, что одно из отличий между этими двумя материалами – способ укладки и оборудование, используемое для дорожных работ.

      Компания ООО «ТехСтрой» имеет собственный комплекс по производству асфальтобетонных смесей, более подробную информацию о составе комплекса можно прочитать в разделе Производство асфальтобетонной смеси.